<< на маршруты || На главную  ||Новости  ||Маршруты  ||Атары  ||Диалог  ||Фото  || Творчество 
 
      
 
Каналы и реки Королевства Нидерланды

10-20 сентября 2010 года
провинции Южная Голландия и Утрехт

 

После того как основные (но не единственные) маршруты для катера в Финляндии были успешно пройдены, захотелось посмотреть континентальную Европу. Выбор пал на Нидерланды. Эта страна обладает развитой сетью рек и каналов, поэтому при выборе маршрута даёт большой простор для творчества. Также много фирм, предлагающих чартер – на любой вкус и кошелёк. Обстоятельства сложились так, что собственно на чартер у нас пришлось всего пять дней (midweek – аренда катера на будние дни). Конечно, лучше чем ничего, но мало. Поэтому собственно водный маршрут получился не слишком протяжённым. Правда, недостаток водных впечатлений дополнили разнообразной заброской-выброской. Путь вперёд был таким: из Кирова с пересадками в С-Петербурге и Коувола (Финляндия) добрались до финского города-порта Турку. Затем ночной переход на пароме в столицу Швеции Стокгольм. Оттуда, снова поездом в столицу Датского Королевства Копенгаген. На этом участке пути особенно впечатлил мост между Швецией и Данией, протяжённостью 7845м (самый длинный в Европе). После пятичасовой экскурсии по городу Андерсена, опять же поездом до голландского Утрехта с очень короткой по времени пересадкой в Дуйсбурге (Германия). Из Утрехта планировали электричкой добраться до Лейдена, но по ходу выяснилось, что проще выйти в Альпен аан ден Рийне, чтобы, сев на тот же автобус, что ходит из Лейдена, доехать до маленького городка Воубругге, где расположена, выбранная нами чартерная компания. Разумеется, возможен перелёт из Москвы. Разброс цен весьма широк, правда, прямой рейс отнюдь не самый дешёвый. Но хотелось увидеть нечто большее, чем облака под крылом. Foto1
Лицензии на управление катером не требуется. По крайней мере, при длине катера, не превышающей 13 метров, у арендодателей вопроса об этом не возникает: по желанию, краткая обучающая прогулка и, вперёд - в свободное плавание. Арендованный нами катер, PALAN-DL 1100, имел длину 11 м, ширину – 3,25 м и осадку – 1 м. Очень важно знать габаритную высоту от поверхности воды. В нашем случае она составляла 2,45 м и, стало быть, под мостом с высотой пролёта два с половиной метра мы проходили впритык. Foto2Всё, что было ниже, требовало разводки моста. Таковых на маршруте оказалось сорок два. И, хотя водный транспорт имеет приоритет, прохождение каждого из них требует некоторого времени, что снижает, и без того не высокую, среднюю скорость движения. На некоторых (не всех) мостах вполне официально взимается небольшая (1-2 Евро) плата за прохождение. В отдельных случаях (обед, перерыв на сон) мост может временно не обслуживаться, о чём извещают два красных фонаря, расположенных вертикально. Кроме мостов прошли ещё десяток шлюзов. Перепад уровней небольшой, но продвижение вперёд также сдерживают. Круизная скорость катера 12 км/час, но на узких каналах есть ограничение до 9 км/час, а то того меньше. Поэтому, пройденные нами 210 км за 4 суток вовсе немаленький показатель. Нитка маршрута показана на карте. В Амстердам на катере не заходили – поверхностно осмотрели его за 5 часов перед выездом. Но при наличии времени хорошо встать на одной из пригородных марин и спокойно знакомиться со столицей. Посмотреть, конечно, есть что. Один цветочный рынок чего стоит! Да и вообще, Нидерланды очень красивая страна. Много исторических памятников, находящихся в отличном состоянии, а хозяева жилых домиков, похоже, соревнуются друг с другом в оформлении приусадебного участка.
Итак, нитка маршрута (чтобы исключить неточности перевода, названия взяты из первоисточника*): от Woubrugge короткий участок (4 км) до Alphen aan den Rijn. Далее мы повернули налево, и пошли по одному из рукавов Рейна до городка Woerden, где снова повернули налево – в канал Grecht в направлении Woerdense Verlaat . На этом участке один шлюз. Вскоре после его прохождения стемнело, и мы встали на ночёвку. Места стоянок обозначены на карте, имеющейся на катере и, аналогично, на берегу. Все наши швартовки были бесплатными, а вот за шлюзование надо платить. Тоже платная, в отличие от Финляндии, заправка питьевой водой. Впрочем, цена весьма символична – 50 Евроцентов за 100 литров. Воду надо набирать обязательно, так как забортная вода чистотой не отличается, ибо по берегам пасутся тучные стада, в русле плещутся многочисленные водоплавающие птицы, да и фекальные стоки из катера идут непосредственно за борт. На следующее утро вышли в реку Амстел, которая дала название столице Королевства. На сей раз повернули направо, как раз к Амстердаму. По пути сделали остановку в небольшом городке Ouderkerk для пополнения запасов провизии. Весь день шёл дождь и мы решили максимально близко подойти к Утрехту, чтобы больше времени оставить на осмотр этого древнего города. Для этого, не заходя в Амстердам, проследовали по Weesper Trekvaart до реки Vecht. При этом пересекли канал для коммерческих судов. Тут нужны глаза да глазки – суда идут быстро и их много. Вторично этот канал мы пересекали за Утрехтом (Utrecht) и там картина такая же. Первое упоминание об Утрехте относится к 47 г. н.э. Он был основан римлянами. В Средние века Утрехт становится торгово-промышленным центром, славившимся на всю Европу шерстяными и льняными тканями. Именно в Утрехте в 1579 году образовалась Голландская республика. Город имеет уникальный облик, благодаря двухъярусным каналам, пронизывающим его центральную часть. Особенностью каналов являются неразводные арочные мосты, с постоянной высотой по центру 3,25 м. Особенно запомнился Stadhuisbrug, под которым канал делает поворот и при этом не видно, что делается по другую сторону моста. Скорости, конечно, невеликие, но идти надо внимательнее. Хотя очень отвлекает великолепный вид на собор Domkerk – главную достопримечательность Утрехта. Высота колокольни составляет 112 метров. Это самый высокий исторический памятник Нидерландов. А в Утрехте до сих пор запрещено строительство зданий, по высоте превосходящих главный собор. Есть часовая экскурсия на колокольню (увы, не на русском языке), но также надо учитывать, что единственно возможная остановка при подъёме находится на высоте 75 метров и нельзя самостоятельно покинуть храм до завершения программы. При наличии времени можно ознакомиться с многочисленными городскими музеями. А мы ограничились общим осмотром, так как хотели назавтра посетить сырную ярмарку в Гауде (Gouda), которая бывает только по четвергам с 10 до 12 часов. Правда, всё равно не успели, потому, что мосты на реке Hollandse IJssel не разводят в период с 20 до 9 часов. И, если мост в Montfoort мы проскочили на «падающем флажке», то наутро в Oudewater пришлось ждать урочное время. Далее ещё несколько мостов и шлюзов, поэтому довольствовались дегустацией и приобретением сыра в магазине. Сортов этого продукта великое множество. Кроме сыра город знаменит производством глиняных курительных трубок. Foto1Из архитектурных сооружений выделяются два: Статхаус – ратуша, построенная в XV веке в стиле пламенеющей готики и церковь Св. Иоанна, знаменитая великолепными витражами. Это, кстати, самый длинный (не путать с высотой!) храм Нидерландов. Опять же при наличии времени есть смысл посетить музей сыра, который расположился в здании Весовой палаты. Говорят, что обратившись по адресу info@goudakaas.nl можно заказать экскурсию на русском языке.

Из Гауды повернули направо в Gouwe, хотя первоначальные намерения были идти в Rotterdam, а затем через Delft и Den Haag в Leiden. Но для этого нужен недельный чартер. По Gouwe осуществляется коммерческое судоходство, поэтому подъёмные мосты в наивысшей точке имеют очень высокий пролёт, но и в рабочем положении его высота для нас была вполне достаточна, за исключением ж/д моста. Он открывается поворотом вокруг оси, причём ненадолго, так как поезда ходят часто. Да, надо отметить, что на карте высота мостов указана в дециметрах. Выйдя в Rijn, замкнули большое кольцо нашего путешествия. Решив дополнить его маленьким колечком, путь на базу проложили через Leiden и Каагские озёра (Kager Plassen). Лейден – родина Рембрандта – тоже очень красивый город, но на пешеходную экскурсию уже не было времени. К тому же быстро темнело и, чтобы достичь марины на озере пришлось прибегнуть ко всем, имеющимся средствам навигации. Наутро прошли ещё одним голландским озером - Braassemermeer – самым большим на нашем маршруте. Хотя на фоне озёр финских, оно не слишком впечатлило. Процедура приёмки катера была весьма поверхностной. Нам даже простили, потерянный в каналах Утрехта багор. Да и топлива (по ощущениям) израсходовали больше, чем вышло по оплате. Впрочем, дизель от Volvo Penta оказался очень экономичным, с учётом малой скорости перемещения. Нам не только не потребовалось заправлять 250-литровый бак, но и в нём осталось около половины объёма. Что касается погоды, то можно сказать нам повезло, так как все пешеходные прогулки обошлись без дождя, и было не холодно, несмотря на близость Северного моря.

Обратно возвращались другим, более коротким путём: из Амстердама до Варшавы, с Варшавы до Москвы, ну и там ближайшим поездом домой в Киров. Конечно, есть беспересадочный вагон Амстердам-Москва, но стоимость проезда в нём неоправданно высока.
* TOM SOMMERS Waterways of the Netherlands
Фотоиллюстрации смотреть здесь.

 
 
 
 
Очень красивая страна, которая буквально создана для путешествий по воде. Впрочем, и на велосипеде тоже.
 
 
 
Главный минус зарубежных поездок, пожалуй, даже не цена, хотя она весьма ощутимая, а то, что слишком уж заранее приходится планировать поездку. И в случае отказа от неё материальные издержки неизбежны.