На главную  ||Новости  ||Маршруты  ||Атары  ||Диалог  ||Фото  ||Творчество 
Творчество

Все произведения автора  >>..... Все авторы  >>



Сидоров Андрей
    Herzlich willcommen in Liebenwalde!
Путевые заметки о путешествии группы россиян в Германию в первых числах мая 2013 года.

 

День первый, 2 мая 2013 года

 

Сели и поехали…

Звучит просто и обыденно…

Но простому и незамысловатому сидению в вагоне предшествует несколько месяцев моральной и материальной подготовки: собирание документов для посольства, изучение предстоящего маршрута, немного нервное ожидание визы, покупка многочисленных билетов, планирование будущих прогулочных маршрутов и сюжетов фотографий, попытки вспомнить и запомнить некоторые немецкие слова. Потом сборы непосредственно вчера вечером. Не забыть вещи, наряды, зарядить аккумуляторы, утрамбовать рюкзачок и сумочку с фотокамерой…

Вчера утром получил E-mail из Германского бундестага, точнее из его сервисного центра. Дело в том, что совершенно случайное посещение сайта бундестага зародило идею посещения купола рейхстага, а on-line регистрация на этом сайте добавила надежд и иллюзий. Но пришел неприятный, весьма вежливый, но все-таки неприятный ответ: мол нету мест в очереди для пятерых залетных туристов из России. Маленькое расстройство, но ничего, попробуем рассмотреть архитектуру купола снаружи.

А ведь была даже дерзкая мысль забраться на купол рейхстага с дубликатом нашего Атарского Флага, или Флага Берега Заходящего Солнца. Был изготовлен небольшой дубликат этого флага, но видимо не судьба… Короче говоря, штурм Рейхстага в первых числах мая 2013 года не состоится.

Итак, сели и поехали…

Поезд Новосибирск-Брест, вагон плацкартный № 10, впереди 2000 км до Бреста. Время отправления из Кирова – 11.36. Компания старая и испытанная, в основном. Вместе проехали столько километров - сосчитать трудно, а сколько рек и речек прошли – еще сложней сосчитать.

После Котельнича – пообедали и завалились, кто спать, а кто лежать. А я завалился с ручкой и дневником на второй этаж и решил начать эксперимент по письменному описанию наших приключений.

Прежде всего, об эмоциональных ощущениях… Дело в том, что каждый раз, перед отъездом в очередную нашу «экспедицию» меня начинают одолевать сомнения и усталость, пропадает в какой-то степени заинтересованность в предстоящих действиях. Мысль о том, что все задуманное - суета и что нет ничего нового в мире и другие мысли в подобном тоне немного портят настроение. Запускаются эти мысли дня за 3 до посадки в поезд, но потом, в процессе преодоления, они уходят насовсем.

Итак, солнце всходит и заходит, реки текут, куда им положено течь, и поезда приходят и уходят, как им положено по расписанию, но нет ничего нового в этом мире... Пытался сейчас вспомнить проповедника Экклезиаста, но не очень получилось.

Но я знаю, что эти хандра и сплин проходят, как только «ввязываешься в драку». То есть стук вагонных колес (образно!) настраивает голову на нужные мысли и образы.

Когда вышли из дома, чтобы сесть в машину и поехать на вокзал – пошел дождь. Хорошая примета…

Итак, едем в Берлин…

Кругом либо спящая, либо жующая, либо смотрящая в окно публика. У всех свои мысли, свои интересы и свои маршруты.

18.00 – Нижний Новгород. Появилась интрига. Через Алину Россихину и Интернет до нас дошло сообщение о том, что чартерная фирма очень извиняется, но предоставить нам в аренду «Морского конька - 21» не может. Почему – неизвестно. Предлагают взять «Морского конька – 4». Но нам вроде «без разницы», как говорят в народе. Но есть вероятность того, что придется немного корректировать маршрут. Это хуже. Пока много непонятного. Куда едем – понятно, а куда плывем – не совсем понятно.

Но, думаю, все к лучшему в этом лучшем из миров.

В Нижнем сошел с поезда фанат «Спартака» – наш сосед. Он ездит за своей командой из города в город. Живет в поездах и вокзалах и ходит на все ихние матчи согласно турнирной таблице. Все мы немножко фанаты. У каждого свои тараканы в голове.

Легли спать во Владимире.

 

День второй, 3 мая 2013 года

 

Утро туманное, утро седое… Смоленск. 8.00 мск.

8.50 – проехали населенный пункт Красное – государственная граница между Белоруссией и Россией - на скорости около 100 км/час.

9.30 – Орша. Собрал все свои белорусские деньги и посетил буфет на вокзале. Облом… Ничего на эти копейки не купить.

Молодость моя – Белоруссия…

На станции Орша мы узнали, что в составе нашего поезда идет тот вагон, в который мы должны сесть в Бресте. Чудно. Познакомились с проводницей нашего будущего вагона, который повезет нас от Бреста до Берлина.

Перейти к ним сейчас нельзя, естественно.

На сколько дороже, или дешевле, была бы наша дорога в Берлин, если бы мы разобрались с расписанием и покупкой билетов, и сели бы в тот международный вагон в Кирове, не знаю. Разберемся. Наука на будущее.

К 12.00 приехали в Минск. Холодно и сыро. Холодней, чем в Кирове. Очень неуютно и неприветливо. Ощущение неприветливости усилилось после того, как новая соседка, уставшая и злая, устроила дискуссию о том, можем ли мы сидеть на ее нижнем месте. Она считала, что мы должны находиться только на своих (верхних) местах. Дискуссия была явно проигрышная для нее. Наши аргументы были убийственные. Алла спокойно поставила (посадила) ее на место.

Остальные новенькие пассажиры были нормальными, хотя тоже мало похожими на отдохнувших людей.

В 14.30 мск пообедали и немного попланировали вечернюю культурную программу в Бресте.

18.00 – Брест. Поезд опоздал на 0.5 часа.

Сдали вещи в камеру хранения (автоматическую, стоимость 6 руб.!!!) и пошли погулять по городу.

Как и во всяком уважающем себя городе, в Бресте есть своя пешеходная улица – Советская. Ее то мы и прошли сквозняком. Немного фотографировали. В винный магазин (продукция «Белалко») мы завалились с фотоаппаратами наготове и получили замечание, что фотографировать в магазине нельзя. Ответ наш был типа: «по закону – не запрещено». Что действительно говорит об этом белорусский закон, нам и сейчас неизвестно, но дискуссия прекратилась, едва начавшись.

В конце улицы Советской зашли в пиццерию «Венеция». Съели две пиццы и выпили по 0.5 литра пива. Всего за 166000 БРБ.

Жить стало веселей.

Потом вернулись на вокзал через улицы Ленина и Дзержинского. Обычные названия обычных улиц, как и в любом другом городе бывшего СССР.

За час до отправления поезда подошли поближе к таможенному залу.

Сначала ко мне, а потом и к Андрею стала приставать пожилая женщина, наша соотечественница, с разными вопросами. Сначала она говорила про чеченцев из соседнего зала, которых там полным-полно и которые ездят «туда» и получают пособия как беженцы. Она очень опасалась того, что эти чеченцы, преимущественно разбойники и террористы, забьют весь наш поезд. Для чеченцев, по ее мнению, обычное дело - съездить в Шенген за пособием и вернуться обратно. Утомительно тянулось время, отвечать и рассуждать серьезно с этой женщиной не хотелось. Но тут она переменила тему разговора и попросила нас разобраться с мобильным телефоном. Ей надо было подключиться в роуминг. Мы с несколько большим интересом стали поддерживать беседу, коротая время. Но женщина проявила в «мобильных делах» бездну непонятливости, граничащей с тупоумием. Мучения наши продолжались до того момента, как нас пригласили перейти границу.

Таможня, в количестве двух человек, проигнорировала нас, как и в прошлом году. Паспортный контроль прошел быстро, и без проблем. Создалось впечатление собственной ненужности. То ли дело в 80-е годы, когда ездил я на службу в Группу Советских войск в Германии, и проходил таможню в этом-же самом зале… Тогда шмонали по полной программе. С тех пор от Бреста у меня оставались негативные эмоции, которые сейчас прошли совсем.

В Тересполе мы бодро пролепетали что-то вроде «Дзень добже паньству», ответили на пару вопросов польской таможни, сообщив им, что мы не пьем и не курим, что мы просто туристы и просто хорошие люди. Таможня ушла. Хмурые, но вежливы пограничники проверили на своих «шайтан-машинах» наши паспорта и, вот он – Евросоюз, Еврозона, Шенгенское соглашение, НАТО  и т.д.

Сели перекусить, а заодно и поздравить Владимира с Днем рождения. Выпили бутылку коньяка. Погалдели, пошумели, некоторые перевели стрелки часов уже на два часа назад, и легли спать.

 

 

День третий, 4 мая 2013 года

 

Проснулись в 7.00 мск (5.00 местного). Пока «еще польска не згинела». Поезд, похоже, опаздывает.

Сейчас 8.00 мск. На небе – ни облачка. Вроде бы все хорошо. За окном цветут сады, все красиво и ухожено. Кажись, Германщина началась…

Так и есть – Франкфурт на Одере.

Начали вставать потихоньку, умываться, бриться (в Европу, поди, едем), и завтракать.

10.00 мск – Hauptbahnhof Berlin. Нам выходить. Но это не конец железнодорожной части маршрута, нам еще надо попасть в городок Werder (Havel) к 15.00 местного.

Сдали свои рюкзачки в камеру хранения (автоматическую) за 2 евро ячейка, и сразу в билетную кассу. Полчаса в очереди (европейская очередь с талончиками и без), первый русско-немецкий контакт, разобрались без особых проблем. Места на планируемый поезд (из Берлина до Минска на 11 мая) были, и мы их успешно купили за 780 евро (на пятерых). Заодно купили билеты до Werder (Havel) с отправлением в 12.04. Думали, как раз успеем.

Пошли гулять по городу по заранее проработанному маршруту.

Первое запланированное место посещения – один из многих мемориалов Берлинской Стены, называется «дом Марии-Элизабет Людерс» или «парламент деревьев». Прошли затем мимо германского парламента, здания Бундестага, зацепили немного Тиргартен-парк, далее Бранденбургские ворота.

Про Стену стоит несколько слов сказать отдельно. Это - Символ недавнего противостояния двух частей мира. Рейхстаг-Бундестаг – тоже символ, но более символичный в России, а не в остальном мире. Стена, ее мемориалы, остатки заграждений, Чекпойнт Чарли – это то, что, судя по обстановке в городе – основная квинтэссенция, сущность совсем недавней Берлинской истории. Это – основная достопримечательность города и без фиксации на фото и видео миллионов туристов на фоне этих обломков немыслима вся туристическая жизнь. Никто из тех, кто в наше время посещает Берлин, не может избежать этой Стены. Я видел эту стену в 1985-1989 годах, когда она блистала своим белым великолепием вместе с наблюдательными вышками, контрольно-следовыми полосами и, говорят, автоматическими пулеметами. Для нас тогда Стена означала конец Света, край нашего мироздания. Она разделяла наш мир и какой-то другой мир, который был для нас закрыт очень серьезно.

Для нынешних немцев эта стена тоже очень важна, и поэтому они даже здание нового Парламента построили так, что оно стоит почти ровно поперек стены, а стена фрагментами в здании сохранена и пронизывает Парламент насквозь…. Ужас какой-то!

И что мы увидели сегодня у Бранденбургских ворот?

- ряженые в военную форму СССР, США, ГДР молодые люди размахивают флагами этих стран и собирают монетки с толп туристов, которые с удовольствием фотографируются с ними;

- очень скромный парад ретро-автомобилей 50-х и 60-х годов;

- уличные стрит-дансеры;

- медведи и прочие ростовые куклы;

- семиместные велосипеды;

- три девушки, затянутые по самую маковку в облегающие трико цвета государственного флага ФРГ.

Короче – сплошной балаган, не хватает только лилипутов и бородатых женщин, для полного восторга публики.

Пишут, однако, что около стены, при попытке ее пересечь незаконно, погибло около 130 человек. И даже когда стена рухнула и власть поменялась, главное обвинение, которое было предъявлено Эриху Хоннекеру – это гибель этих человек. Других преступлений со стороны ГДР найти было просто невозможно.

Один из ряженых молодых людей, в форме майора Советской Армии, увидев в моих руках фотокамеру и желание его сфотографировать, прицепился ко мне, и после небольшого торга выписал пропуск из американского сектора Западного Берлина в восточную его часть, за 3 евро (просил вначале 5 евро).

Далее прогулялись по Унтер-ден-Линден до Берлинского кафедрального собора (главная церковь немецких протестантов-лютеран). Во внешнем облике собора не нашли ничего скромного, т.е. ничего соответствующего протестантской этике. Полежали на травке (свобода, блин!) и пошли обратно, к вокзалу.

Да, по дороге «под липами» встретили Аню с дочкой Алей. Это родственники Аллы, значит. Оставили Россихиных поболтать с Аней, а на обратной дороге обнаружили их мирно сидящими в кафешке. Оставили их в покое и продолжили путь на вокзал.

Примерно в 11.45 Россихины присоединились к нам на вокзале Hauptbahnhof Berlin, но оказалось поздновато. Началась обычная беготня, поиски нужного перрона, пути, платформы, колеи, уровня и т.д. Хотя рекогносцировка была проведена заранее, но, повторяю, все получилось так, как часто бывает в чужой стране. На том пути, платформе, колее, где ожидался поезд, его не оказалось. Но мы не расстроились, честное слово, мы даже в Варшаве в сентябре 2012 сильно не расстраивались, когда отстали от нашего поезда дальнего следования.  Здесь же был пригородный поезд, который ходит каждые полчаса. Хотя перед запланированным поездом мы оказались за две минуты до отправления, но двери были уже закрыты и не открывались. Так мы и стояли перед нашим поездом монотонно-длинных две минуты. Немецкий железнодорожник упрямо мотал головой перед нами «Nein!» в ответ на тыканье билетами ему под нос. Но наш поезд ушел и мы сразу перестали торопиться. Все будет хорошо!

Сели на следующий. Народу было тьма, а на следующих остановках стало вообще тесно. Нам с Володей пришлось стоять в тамбуре, в жаре, духоте и немоте. В Werder (Havel) приехали вовремя. Из вагонов вышло 98 процентов пассажиров. На маленьком вокзале стало тесней, чем в вагоне. Тысячи две подростков, студентов и просто молодых людей обоего пола страшно шумели и горланили. На лавочке сидела девушка, а рядом с ней была лужа вина из разбитой бутылки. Девушка сгорбила плечи, и мне показалось, что ее глаза полны слез. А может она была уже вдрабадан, не знаю. Не знаю, как слово «вдрабадан» по-немецки.

В давке мы прошли подземный переход и на привокзальной площади оказались в смятении, куда идти?

Решили спрашивать у полиции. Куда идти – поняли интуитивно, а то, что здесь проходит винный фестиваль, поняли дословно. Пошли. По карте подсчитывали, что идти около 4 км.

Облегчение, наверное, все испытали от того, что горластая молодежь осталась позади. Прошли около 3 км. По дороге спрашивали направление. Спрашивали Werder OT Toplitz или An der Havel 38. Все пожимали плечами. Но дорога одна. Только время поджимает. Дошли до моста через Havel. Казалось все, дошли, потому что на той стороне моста – наш «Морской конек» нас поджидает. Но не так все просто, дорога по мосту – это автобан, т.е. скоростная дорога. Ходить пешком по ней нельзя. Сели в тенек по мостом и стали думать. Думать пришлось довольно долго, т.к. кроме нас по нашей дороге никто пешком не ходит. В худшем случае - ездят на великах. От отчаяния остановили немку взрослую на велосипеде. Сунули ей в руки мобильник, дали наш договор, где все адреса и телефоны, «телефонирэн битте!». Она охотно все сделала, может быть оттого, что под мостом, кроме нас, никого не было. Место пустынное и Бог его знает, что на уме у этих чудаков. Минут десять еще мы слушали ее возбужденную болтовню, не понимая почти что ничего, потом отпустили.

Решили связаться с Аней, которая живет в Берлине. В результате нескольких длинных разговоров, с помощью Ани, заказали такси из Werder (Havel), которое через полчаса и приехало, положив конец нашим сомнениям и тревогам. Основная проблема было в том, что мы должны были указать свое точное местонахождение. А где это мы? А черт его знает. Покрутили носами, побегали по окрестностям, потыкали пальчиками в карты и схемы, и выдали, типа того: «на Пхёбенер шоссе (L90) под путепроводом с автобаном Берлинер ринг (E55) в двух км от населенного пункта Пхёбен». А ведь сработало, точно указали!

Приехал микроавтобус, как и просили. Неразговорчивый водитель молча помог нам разместиться с рюкзаками. Мы сунули ему под нос наш договор с адресами и поехали. Хотя мы находились на расстоянии около 1,5 км до пункта назначения, но ехать пришлось около 15 минут, потому что заехать на автобан или съехать с него нельзя где угодно. По дороге водитель сам спрашивал у местных дорогу. Короче, 4 мая 2013 года в 15.00 Uhr местного среднеевропейского, как и прописано было в договоре, мы закатились во двор чартерной фирмы Kezer. Заплатили таксисту по счетчику 15 евро с копейками.

Жизнь вроде стала налаживаться.

Длинные переговоры, оформление, прием яхты, объяснения на ломаном англо-русско-немецком длились почти час. Заплатили 900 (180х5) евро залоговых денег.

Купили у администрации 8 рулонов специальной туалетной бумаги для наших туалетов за 10 евро. Это мы были обязаны сделать по договору аренды катера.

В 16.00 Uhr запустили двигатель и потихоньку, аккуратно, вышли из стояночного места и взяли курс на Потсдам. Немцы нас провожали настороженно. Даже на других катерах народ кое-какой вышел нас проводить, а может они вышли посмотреть не из любопытства (хотя по гавани наверняка уже слух про русских пошел), а просто помахать рукой. Но мне все же показалось, что настороженность была (повнимательней надо с этими, с Востока, еще начудят чего-нибудь…).

Через полчаса хода я вспомнил про свою подготовку к этой экспедиции, и, с разрешения капитана, повесил на фок - мачте Флаг Берега Заходящего Солнца.

До ночевки прошли: Кляйне Цернзее, Гроссер Цернзее, Швиловзее и Темплинерзее. В 17.00 Uhr встали на запланированную стоянку в Нойштедтер Хафельбухт, рядом с Потсдамом.

Переговоры с администрацией стояки заняли около 15 минут. Заплатили им 16 евро за все про все. Потом подключили судно к стационарному электроснабжению, закрыли катер и пошли гулять по Потсдаму. Без особых проблем нашли дворцово-парковый комплекс Сан Суси.

Погуляли по парку. Обошли кругом дворец Сан Суси. Общее впечатление – среднее. Денег у федерального правительства на все не хватает, видимо. Вход в парк – бесплатный, но от добровольных пожертвований (конкретные пожертвования - 2 евро) не отказываются. Одноэтажный дворе Фридриха Великого выглядит скромно и архитектурно не очень изыскано. Парк, конечно, хороший. В нем можно гулять целыми днями. Везет же местным жителям. Много цветов. Все подстрижено и ухожено. Людей мало и тишина. В музеи мы не заходили, они были уже закрыты.

Обошли кругом мельницу, погуляли по виноградным террасам. Удивили изуродованные садовниками деревья, короткие, с шишковатыми ветвями, без листьев. Неужели красиво?

После парка ноги уже гудели. По дороге на судно зашли в супермаркет на Брайтештрассе. Набрали две тележки продуктов (49 евро). Ощущения, что дорого-нет. Нормальные цены. Кое-что даже подешевле, чем в Кирове.

Сметаны у них нет. Есть кислые сливки.

Вернулись на судно, приготовили ужин, опробовали туалеты и легли спать. Спали крепко.

 

День четвертый, 5 мая 2013 года

ПАСХА!

 

Проснулись рано, около 6.30. Отшвартовались и тихонько вышли в Хафель. На ходу готовили завтрак – блины и пасхальные яйца.

Скоро прошли озеро Тиферзее, по правому борту обогнули парк Бабельсберг, и с правым поворотом попали в озеро Глиниккер Лаке, в этом озере после поворота вошли в озеро Грибницзее, длинное и узкое, которое растянулось на три километра. Когда Грибницзее закончилось, появилась развилка: вправо Телтов-канал, влево Принц-Фридрих-Леопольд-Канал. Вошли в Телтов-Канал и почти сразу пришлось швартоваться правым бортом. Махноер-шлюз… Все светофоры горели красным. В какую из трех шлюзовых камер идти, если все открыты? Сначала ринулись за попутной баржей в левую, самую длинную камеру. Но по громкой связи нас остановили. Ничего не понятно… Покрутились и опять стали на стоянку.

Перед нами у причальной стенки стояли на каноэ два загорелых немца. Мы почувствовали, что нас с ними что-то объединяет, и поэтому мы решили все делать за ними. А объединял нас только спортивно-туристический характер нашего и ихнего плавания.

Пока то да се, решили сесть завтракать… Один немец из каноэ вылез из лодки и подошел к нам, видимо он понял, что мы что-то не понимаем, и решил оказать нам гуманитарную помощь. Несколько ключевых слов от него мы поняли, включили соображалки и… У нас все получилось! Когда загорелся зеленый, мы спокойненько рванули за ним в среднюю камеру. А дальше дело техники…

Пока на выходе из шлюзовой камеры горел красный, по берегу к нам подошел немец, из персонала шлюза, много чего сказал, и дал нам руководство на немецком языке. Мы полистали это руководство, посмотрели картинки, и кое-что стало прорисовываться. Так мы потихоньку врубались в особенности немецких правила спортивного судоходства.

Вышли из шлюза и пошли доедать завтрак.

Телтов-канал довольно узок (построен в 19 веке). Ширина чуть больше 20 метров. Скорость по указателям сильно ограничена (максимум 8-9 км/час). По каналу ходят баржи, которые обогнать очень сложно. Берега канала-в основном кустистые и лесистые, города Берлина почти не чувствуется.

По мобильному позвонил Валера Мальцев. Болтали по очереди с ним минут десять. Оказалось, что он в Чехии.

Ползем по Телтов-каналу. Длина его, до соединения с Шпрее – 38 км. Впереди нас идет баржа «Кенигштайн». Скорость – 5-7 км/час. Сзади нас – три прогулочных катера. Никто никого не обгоняет.

12.00. Вышли в Шпрее и повернули на запад, к центру города. Планируем остановится у Трептов-парка.

Через полчаса пришвартовались на стоянке у Трептов-парка. Без проблем нашли мемориал. Около часа ходили по мемориалу, все снимали. Все по-немецки ухожено, чистота и порядок. Ожидали гостей на судно, семью из 4-х человек. Глава семьи - Александр Глебович Рар (немецкий журналист международник, старший консультант компании (Винтерсхалл) и старший советник Президента германо-российской Внешнеторговой Палаты). С его женой Аней (Анна Михайловна Гальперина) и дочкой Алей мы уже были знакомы. А вот с Александром и его сыном Мишей познакомились в Трептов-парке.

Встретили гостей и пошли на наше судно, чтобы продолжить путешествие по Берлину.

Разместились на судне и пошли к центру Берлина. Миновали мост Эльзенбрюкке. После моста в воде стояли три плоских продырявленных человека, высотой под 35-40 м и по углом 120 град друг к другу. Что за «арт-нуово», не ведомо.

Позже удалось разузнать, что эта композиция называется «Молекулярный человек» и является произведением монументального искусства, возведённым в Берлине в мае 1999 г. американским скульптором Джонатаном Борофски Шпрее близ моста Эльзенбрюкке на границе округов Фридрихсхайн-Кройцберг и Трептов-Кёпеник

Далее был старый мост Обербаумбрюкке, который мы прошли, ничего не подозревая, и не читая непонятных немецких надписей и предупреждений. По правому берегу тянулся 1,5 км сохранившийся участок Берлинской стены. Сейчас это место называется East-Side Gallery. Стена превращена в живописное полотно.

Подошли ко второму шлюзу за сегодняшний день – Мюллендамм-шлюз. Горели только красные светофоры. Битый час простояли у правого берега. Впереди точно так же стояла большая спортивная лодка с мощным двигателем. Владелец этой лодки вышел на берег, связался по переговорному устройству с персоналом шлюза, потом любезно сообщил результаты переговоров нам, эффектно развернулся и был таков. Что сказал? Наш пассажир Александр Рар понял видимо, что мы ни бум-бум по-немецки, и перевел нам речь немца. Все стало сразу ясно, мы быстренько отдали швартовые и пошли обратно по Шпрее. Оказалось, что в центр города спортивным судам можно только если они оборудованы УКВ радиосвязью, либо надо было ждать 19.00 Uhr. Оказалось, что если бы мы внимательно отнеслись к непонятным немецким надписям на мосту Обербаумбрюкке, понимание ситуации наступило бы гораздо раньше…

Решили идти по Ландвер-каналу, который проложен параллельно Шпрее. Цель – Шпандау.

Вернулись пару км назад и остановились у входа в Ландвер-канал на красном светофоре у Обер-шлюза. Подождав с полчаса, зашли в шлюзовую камеру. На выходе из камеры был мост. Ни у кого из нас ничего не екнуло, хотя мост был очень низкий. Двинувшись из шлюза на выход, зацепили тентом катера за заклепки моста. Пришлось делать стоп-машина и немного назад, а потом с аварийным проворством складывать тент, который до этого ни разу не убирали. Но разобрались, слава богу. Повреждений тента практически не было и мы потихоньку успокоились.

В оправдание могу сказать только то, что знаков, предупреждающих о высоте моста, мы не видели (по крайней мере, перед шлюзом).

Далее, по Ландвер-каналу было десятка полтора мостов, и все они были очень низкие, некоторые настолько, что мы, стоя на кормовой палубе, руками могли дотрагиваться до мостовых заклепок и других элементов. Поэтому тент оказался в сложенном состоянии до конца дня, т.е. до выхода из Ландвер-канала. Да, и кормовой флаг пришлось вытащить из штатного места, потому что он мешал сложенному тенту.

Треклятый мост над выходом из шлюзовой камеры называется Фор дем Шлезишен Тор.

По берегам Ландвер-канала сидело и лежало столько людей, что казалось весь Берлин вышел на берег, чтобы смотреть на нас или на противоположный берег. Народ в основном молодой. Мы их хорошо могли рассмотреть, а они – нас, ведь до правого берега (обочины проезжей части) было несколько метров. Народ в основном ел, пил, целовался, медитировал, разговаривал, махал нам рукой и еще бог знает чем занимался.

У них точно нет садов, и картофель с петрушкой они себе на пропитание не выращивают.

Остановились, чтобы высадить гостей, недалеко от шлюза НойеШлюзеШарлоттенбург. Наши женщины сходили в ближайший магазин. Пошли с целью купить молока, а купили пива. А наши мужчины, пока женщин не было, собрали тент на верхней палубе.

Не останавливаясь, прошли шлюз (сразу загорелся зеленый светофор).

20.00 Uhr. Хотим выйти из города засветло и остановится на ночлег.

20.30 Uhr. Прошли устье Шпрее. Опять Хафель. И сразу шлюз Шпандау. Судов стало заметно больше (на шлюзе с нами стояло 6 шт.). Рядом – Zitadelle Spandau, которую часто путают с тюрьмой Шпандау, с тем местом, где отбывали сроки нацистские преступники и которая была разрушена по решению администрации британской зоны Западного Берлина, после того как умер последний узник – Рудольф Гесс.

Идем по Хафелю.  Солнце садится, но макароны у нас на камбузе уже сварены, и пора останавливаться на ночлег.

Остановились сразу за мостом Шпандауэр Зее Брюкке. Очень оригинальный мост. Кроме его нестандартного внешнего вида, над ним проходит посадочная глиссада берлинского аэропорта Тегель и мы после ужина поразвлекались немного, наблюдая за самолетами, производящими посадку. Потом – отбой.

 

Продолжение следует...

День пятый, 6 мая 2013 года

 

 Понедельник. У местных жителей – рабочий день, а у меня – первый день отпуска.

 Главная цель сегодня – посещение города Ораниенбурга и его аквапарка.

9.00 Uhr. Вошли в протоку, отделяющуюся от реки Хафель, которая тоже называется Хафель и проходит через город. Надо найти стоянку.

По совершенно дикой протоке (типа канала) вышли на шикарно-пустое место для бесплатной стоянки почти в центре Ораниенбурга. Пришвартовались. Погуляли по городу. Зашли в супермаркет и подкупили продуктов. У меня была еще цель – срубить немного бабла. Банк был найден легко и обналичка за скромный процент (100 руб.) продемонстрировала еще раз торжество платежной системы VISA.

Вернулись на судно, отвязались, и по совершенно дикой протоке вернулись в основное русло Хафеля. Наша цель – аквапарк TURM Erlebnis City.

В аквапарке за два часа пребывания (без сауны) с нас взяли по 8,5 евро с носа. Но двух часов хватило. Помылись, покупались, погрелись в теплой (+32) пресной и соленой воде,  покатались на волнах в прибое, покатались с горок, и, довольные, побрели на свое судно.

Отвязались, и только прошли большое озеро LehtnitzSee, сразу шлюз. Предстоял подъем метров на 6. Пока ждали разрешающего светофора, рядом стоял катер WSP (речная полиция). Думали – не тронут. Нет, подошли двое, попросили документы, сначала было много недоумения, потом махнули рукой и отпустили. Мы подумали, что пронесло.

Но, как оказалось, немцы долго думали и связались с начальством для разъяснений, и когда загорелся зеленый свет на светофоре, мы спокойненько, но с некоторой тревогой обнаружили, что полиция тоже отвязалась от стенки и идет за нами в шлюзовую камеру. На выходе из шлюза полиция нас слегка обогнала и с палубы нам замахала рукой. Очень хотелось верить, что машут они только для приветствия. Но, к сожалению, это была команда причаливать…

Прошло уже два часа, как прошли шлюз, а конца этой проверке не видно. Увели нашего капитана на свой катер и Володю взяли с ноутбуком – для перевода с немецкого на русский и обратно. Тихий ужас.  Предчувствия были самые нехорошие.

Через три часа ситуация стала проясняться.

Суть претензий. У Андрея нет права управлять нашим катером. Лицензия (исключительно на русском языке) есть, но договоренности между Россией и Германией о взаимном признании этих лицензий НЕТ.

Кроме всего прочего, нам объяснили, что идти от Либенвальде на север по Фоссканалу нам не стоит, так как в Цеденике не работает шлюз.

Один из водяных полицейских, похоже самый молодой и смышленый, два раза сказал одно известное ему русское слово «Конец!». Начало прощупываться ощущение конца…

Связывались с Аней в Берлине, Алиной в Кирове, представителем чартерной фирмы KEZER в Вердере. Переговоры были долгими и неутешительными.

Итог. Мы нарушили законы (езда без прав) и поэтому прямо на полицейском катере заплатили штраф 150 евро. Потом получили указание идти на указанное нам по лоции место (Marina Liebenwalde) и ждать там прибытия представителей чартерной фирмы.

И мы пошли... После Лениц шлюза начался канал Одер-Хафель. Через несколько километров, поворот на Мальцер-канал влево. Время 20.30 Uhr. Мы должны успеть пройти шлюз Либенвальде, который работает до 21.00.

Успели. Мальцер канал узкий и не глубокий. Наш эхолот весь распищался.

Подошли к марине. В узком заливе сделали сложный маневр и зашли к причалу кормой в очень узком месте между причальными столбами. Зашли чисто и аккуратно. Почти все причальные были заняты. На соседних катерах сидели немцы и пили пиво.

Было уже достаточно темно и я не стал соседям говорить «Гутен абенд» и скалить зубы. Да и желания приветствовать соседей не было. Было довольно грустно.

Сели ужинать. Решили с горя выпить чего-нибудь покрепче пива. У нас с собой было…

Выпили, поужинали, похохотали, посмотрели фильмы про наши походы (подключив ноутбук к бортовому телевизору). А потом, сняв стресс, заснули крепким сном.

 

День шестой, 7 мая 2013 года

 

Встали поздно, около 10.30 МСК. Пока причесывались, чистили перышки, готовили завтрак и привыкали к ощущениям арестантов, пришел нас проведать представитель Marina Liebenwalde. Наверно, ему полиция уже позвонила (посмотри там за арестованным! судном…)

Он вежливо и доброжелательно  выведывал у нас всякую информацию, вместе мы даже посмеялись над ситуацией, насколько это возможно при взаимном незнании языков.

Смех был вроде не нервный, но, честно говоря, было не до смеха.

Сидим, ждем и иногда разговариваем. Уже 10.50 Uhr. Никого нет…

Забавно от нереальности. Мы ощущаем себя в центре небольшого международного скандала, потому что речная полиция намекала на то, что такой случай с русскими туристами у них впервые, и они не знают, что делать. Наша команда уже 3 суток путешествует по водным путям Германии, включая столицу страны город Берлин, не имея лицензии (по немецкой точке зрения). О, ужас!

Плохо то, что мы нарушили законы Германии, но представитель фирмы BootcharterKezer, который уверял нас, что проблем с полицией не будет, молчит. Молчит и не показывается. Сидим дальше.

11.30 Uhr. Пришли двое.

Представитель полиции – жизнерадостный и приветливый, со всеми поздоровался за руку(!), очень нехороший признак, как сначала показалось. У него мы без труда разглядели Глок‑17 на поясе, длинный пучок волос вдоль спины и серьгу в ухе. Странный вид, если не подозрительный.

Второй был неразговорчивый. Наверно в школе по русскому языку был двоечником.

Начались опять нудные переговоры с помощью ноутбука.

В конце концов неразговорчивый выдал на что-то вроде временной лицензии, где нам здорово ограничили радиус свободного перемещения. Сейчас мы находимся вне этого радиуса, и поэтому до завтра должны ждать лоцмана, который будет около 10 Uhr и отведет судно в пределы этого радиуса. Неутешительная новость. Конец свободного плавания...

Также с лицензией нам выдали некоторые руководства и правила водных путешествий. Но эти правила – для новичков. Мы эти правила уже знаем. Чистой воды формализм (напоминает нашу жизнь в России). Правила речного судоходства на 90 % во всем мире одинаковы.

 

Все немецкие переговорщики говорят, что в последнее время появилась некоторая напряженность в отношениях между нашими странами. Они валят все на Путина. Мы согласны! Кто виноват во всем – царь!

Немцы ушли, а мы решили пообедать. Подключили кабель к стационарной сети и начали готовить.

С утра было пасмурно. В 12.20 Uhr – появилось солнце и стало теплее.

Стало также немного понятнее, что нам предстоит, и что нас ожидает в ближайшие 4 дня.

А пока стоим на швартовой стоянке в месте слияния Финов-канала и Мальцер-канала возле городка Либенвальде, земля Бранденбург, ФРГ.

На камбузе запахло жареным луком. Хорошо!

Вчерашние полицейские, которые вчера тормознули нас у Лениц-шлюза, несколько раз, как нам сказала по телефону Аня, которую мы просили о помощи, извинялись заочно перед нами за причиненные неудобства. Нас это не очень утешает. Тем более сейчас, после трезвого анализа обстановки, меня не покидает нехорошая мысль о том, что полиция могла извинятся перед Аней или перед ее мужем (врожденная славянская скромность или идеология маленького человека (мы же все выросли из гоголевской шинели?)).

Пообедали супом из курицы и решили сходить погулять в г. Либенвальде.

Маленький, чистенький, захолустный немецкий городишко, каких много. Опрятный и безлюдный (в основном).

Идем тихонько, демонстрируя полную праздность, на нас оглядываются. Судя по всему, редкий россиянин, и вообще турист, залетает сюда. Диковато.

Еле-еле нашли продуктовый супермаркет. Спрашивали, любезничали с местными жителями, зашли в церковь, хозяйственный магазин, автомобильный магазин. Купили картошки, сосисок, бутылку вина (1,9 евро) и других продуктов.

Пока бродили по магазину, у Аллы зазвонил мобильный. Вызывала Аня – наш переводчик и помощник. Нужно было возвращаться к судну, потому что туда пришли представитель чартерной фирмы и еще кто-то.

Андрей и Володя ушли на катер, а я остался с женщинами.

Когда мы все собрались на судне, оказалось, что наше участие в международном скандале подошло к концу.

И в итоге:

- нам вернули заплаченный штраф 150 евро;

- выдали бумагу, разрешающую нам идти куда заблагорассудится;

-  вроде даже аннулировали штрафную санкцию.

Ого! Сказали мы… Кажется опять наступила белая полоса…

Действующие лица скандала:

- потерпевшие-нарушители, то есть мы (5 чел.);

- водная полиция Германии в виде оперативно-дежурных сил (3 чел.) и некоего шефа, с которым то и дело советовались (1 чел.);

- телефонный помощник Аня в Берлине (1 чел.);

- муж Ани – Александр, переводчик и просто влиятельный человек (1 чел.);

- племянница Аллы – Катя, консультант (1 чел.);

- представители фирмы BootcharterKezer, предполагаемые виновники и зачинщики (несколько чел.).

Время действия скандала 6-7 мая 2014 г. Целые сутки, приблизительно с 17.00 до 17.00.

Мы полной грудью вдохнулись воздух свободы, но сутки в нашей программе пребывания в Германии были потеряны, и нам пришлось серьезно корректировать свои планы.

Но, как бы то ни было, настроение у нас начало подыматься, мы отключились от стационарного кабеля, бодро отдали кормовые и носовые и вышли в открытое море… т.е. в Мальцер-канал.

Но предварительно мы в двух местах дали двум случайно выбранным немцам почитать выданную нам «индульгенцию», чтобы не сомневаться в том, что мы уже не задержаны.

На выходе в Одер-Хафель-канал нас поджидали наши старые знакомые – полицейский катер с двумя полицейскими. Мы повернули в сторону Финов-Эберсвальде, а наши знакомые потихоньку пошли за нами. Настроение опять упало…

Полиция шла за нами с километр. Мы от горя сбавили скорость, они нас обогнали, и в процессе обгона знаками дали нам понять, что мы идем слишком быстро, а скорость должна быть не более 9 км/час. Ну и зануды! А ведь по береговым знакам мы ничего не нарушаем. Ничего не понятно.

Наконец они отстали, а потом и развернулись, и пошли восвояси. Слава богу!

А мы, уже успокоившись окончательно, в 18.00 вошли в Финов-канал, и через некоторое время уперлись в крохотный шлюз Ральсдорф. Оказалось, что этот шлюз работает с 9.00 до 16.45, т мы опоздали на два часа.

Решили остаться на ночь около шлюза. Поужинали, выпили бутылку вина, разобрались с телевизором. Посмотрели кино на DVD «Укрощение строптивого» с Адриано Челентано. Потом на горшок и спать.

 

День седьмой, 8 мая 2013 года

 

Ночью шел дождь. Утром было пасмурно.

Около 9.00 пришел работник шлюза и вручную открыл его. Мы бодро сказали «Гутен морген», потом зашли в шлюзовую камеру и решили спросить немца, сможем ли мы за 1 день дойти по Финов-каналу через 7 старых шлюзов до города Эберсвальде. Он ответил дольно понятно и неутешительно для нас – Nein с вероятностью 90%.

Мы вздохнули, поблагодарили и задом вперед выползли из камеры. Потом развернулись и вышли из Финов-канала в Одер-Хафель-канал и повернули на запад. Очень скоро возле местечка Мариенвердер с левым поворотом вошли в Вербеллин-канал. Почти сразу открылось небольшое озеро Пехтайх.

Канал Вербеллин очень узкий и неглубокий. Эхолот пищит беспрерывно и показывает 1,1 м. (Наша осадка – 1 м!). Володя свесился на носу и пытается в фарватерной  воде разглядеть неожиданные препятствия. Немного волнительно.

Идем медленно, скорость около 5 км/час. Если будет встречное судно, такое как у нас, не  разойдемся. Шлюз Розенбек. Поднялись на 3 метра в озеро Шлойзентайх. Потом шлюз Эйххорст, поднялись еще на 3,5 метра и через несколько километров узкого и неглубокого канала вышли в озеро Вербеллинзее.

 Сразу – ширина и простор. Эхолот сразу замолк и показал максимальную глубину около 40 метров. Карстовое озеро, оставшееся от ледникового периода. По берегам – лесной заповедник. На воде – много водоплавающей птицы (гуси-лебеди, утки, цапли). Постоянно свежий ветер в лицо. И вот дошли до северного тупикового угла озера Вербеллинзее.

Пришвартовались возле непонятного причала. Кругом куча всяких судов и суденышек. Запретных для нас надписей типа «Verboten» или «Private» не видно. Но и знака «Р» тоже не видно.

Готовимся к обеду.

Прогулялись по окрестностям этого места, которое называется Иоахимшталь, по улице Зеерандштрассе. Ничего интересного.

Вернулись на судно и пообедали. После обеда, когда запустили дизель, отвязались от непонятного причала и пошли обратно по озеру Вербеллин, команду начало колбасить, т.е. клонить в сон. Большие открытые пространства навевали сон. А может просто-напросто обед был плотным, не знаю. Все пытались кемарить, кроме капитана, которому по статусу кемарить не полагается.

Опять два шлюза (Эйххорст и Розенбек). На первом из них вынуждены были пропустить прогулочный теплоходик (у него преимущество), затем, сразу же, глядим и глазам своим не верим: с нижнего бьефа на верхний поднялся катер с надписью «Polizei»! Он медленно выползает из шлюза и включает синие мигалки по обеим бортам. Никто из нашей команды в этот момент не сомневался в том, что они именно по нашу душу включили мигалки. Типа, забыли нам сказать вчера «До свидания»! Но, оказалось, мы им не нужны. Слава богу! Полицейский катер медленно, очень медленно прошел мимо насупившихся россиян, и у россиян где-то что-то отлегло.

В Вербеллин-канале видел одного купающегося. Точнее, это была голая девочка лет трех-четырех, папа держал её за руки и окунал с мостика в воду. Больше никто не купался.

Вышли в канал Одер-Хафель, широкий и просторный, прямолинейный и нудный, как немецкая любовь к порядку, и долго по нему молотили гребным винтом.

Остановились на ночевку в гавани Хохен-Нойдорф, на входе в Мальцер-канал (рядом с судостроительной верфью). Свободных мест на причальной стенке не было, пришлось растянуть наше судно, как гамак, между двух причальных столбов, расстояние между которыми около 15 м., совершив предварительно несколько сложных маневров.

Поужинали, выпили пива и решили посмотреть местное телевидение. Остановились на втором государственном канале – ZDF. Был интересный документальный фильм про апрель 1945г. Очень много американской хроники, которую я никогда не видел (или мне её никогда не показывали?). Роль Красной Армии особенно не подчеркивалась, только в конце фильма показали встречу на Эльбе.

Легли спать и спали до 8.00.

 

День восьмой, 9 мая 2013 года. День Победы.

 

Дошли бодренько до Лениц-шлюза и встали.

Стоим час. Горит красный. Пропустили баржу (у нее преимущество).

Связались с диспетчером. Сказали-ждать.

Сначала назначили время шлюзования – около 9.00, потом – 9.50, потом 10.20. Стоим и ждем.

Пока ждали – прошел дождь и здорово намочил палубу. Команда по единому порыву бросилась драить мокрую палубу. Накопилось много грязи, в основном растительного происхождения.

Позавтракали и ровно в 10.30 загорелся наконец зеленый свет. Прошлюзовались  успешно, опустившись вниз метров на шесть.

Идем по Хафелю (Леницзее).

Всем встречным приветствие – поднимаем руку и говорим «Халлё!». Вдруг навстречу два десятка катеров, как будто специально, друг за другом, но мы махать не перестали. Интересно, откуда это они?

Остановились в Marina Hennigsdorf.

Пришвартовались, заправились водой на 5 евро (около 300 л.) и пошли гулять по городу.

На тропинке Уферпроменаде встретили толпу юнцов и прошли через нее как нож сквозь масло. Молодежь была сильно возбуждена. С какой целью они выпили по бутылке пива, непонятно, вряд ли по случаю 9 мая. Праздник вообще ничего не напоминает, хотя большая часть магазинов, банков  и т.д. – закрыты.

В парке Ам Ратенау завернули к памятнику нашим солдатам. Все ухожено, свежие корзинки с цветами – от бургомистра, от какой-то партии и т.д. Постояли и помолчали. День Победы все-таки.

Вернулись на судно, поговорили с местным администратором. Нам предложили пообедать в кафе. Мы отказались, отдали швартовы и пошли вперед, в Хафель-канал.

В 15.30 Uhr подошли к Шенвальде-шлюзу и с ходу в него залетели (горело три зеленых сигнала) и моментально из него вылетели, тут же на вылете пришвартовались в подходящем месте и пообедали.

19.30 Uhr. Подошли к озеру Гёттинзее. Но в него заходить не будем, потому что зайти в него невозможно. Возле этого озера сходятся в одном месте Хафель-канал, Закро-Паретцер-канал и река Хафель.

Мы очень круто повернули в Закро-Паретцер-канал. Прибавили скорость (разрешено до 12 км/час) и быстренько дошли до Шленицзее. Канал прорезает это озеро ровно по середине.

Далее было по левому борту большое Фарлендерзее а впереди небольшое Вайсерзее. Прошли и его.

Темнеет. Появились красивые закатные облака, как на западе, так и на востоке.

Круто повернули влево, обогнув остров Робинсон и зашли в озеро Леницзее с целью переночевать. Решили стать на якорную стоянку недалеко от берега. Разобрались с якорной лебедкой и отпустили якорь со страшным грохотом. Но шуметь пока можно, а вот с 22.00 до 5.00 движение судов в этом озере запрещено.

 

День девятый, 10 мая 2013 года.

 

Утром встали рано и сразу в путь. Якорь подняли около 6.00 и сразу вышли в большое озеро Юнгфернзее. После него – озеро Кладоверзее с островом Пфауэн и далее наша цель на сегодня – суточная стоянка в озере ГроссерВаннзее.

В лоции ГроссерВаннзее – сплошные гавани и надписи «Сердечно приглашаем», но в реальности мы тыкались и мыкались в 5 разных мест, но нигде не получилось пришвартоваться. То слишком узкое место для нашего судна, то в проходе оказываемся и будем мешать другим, то частная собственность, то еще что-нибудь.

В конце концов вроде нашли нормальное место, закрепились, вышли на берег, глядь, есть более лучшее место, не снаружи, а внутри гавани. Открепились, запустили двигатель, перешли на это место, закрепились. Потом собрались уходить, разговорились с двумя пожилыми немцами, они нам объяснили кое-что, опять отшвартовались и перешли на прежнее место. Уф-ф-ф! Намаялись.

Мастер гавани куда-то ушел до 10.00. Мы не стали его ждать, взяли и ушли с территории марины, и дверь захлопнули. Было дикое желание перескочить через забор (имелся определенный опыт в Чехии, в г. Усти-над-Лабем). Некоторые горячие головы очень рвались… Но оказалось, что калитка открывается изнутри, мы вышли очень культурно и эту самую калитку захлопнули.

Вышли таким образом с территории марины и пошли бодренько на вокзал Берлин-Ваннзее. Там уточнили стоимость билетов на скорый поезд до Гамбурга, оказалось что на пять человек надо 350 евро. Безусловно, для нас дороговато. Да и не успеем за несколько часов посмотреть такой большой город, как Гамбург.

Решили без голосования съездить в Шверин, столицу земли Мекленбург-Передняя Померания. Купили билет за 70 евро (на 5 человек).

Пока час ждали поезда и околачивались по окрестностям Ваннзее, познакомились с русским парнем. Полчаса с ним с удовольствием поболтали. Захотели потом то ли мороженого, то ли кофе, стали разглядывать придорожное меню и переводить с немецкого. Подошла молодая женщина, то ли официантка, то ли посудомойка и достаточно грубо, на чисто русском языке подкорректировала наш вариант перевода. Да… Русских в Берлине, да и не только в Берлине, да и не только туристов, полным-полно.

В Ваннзее нашли скульптуру девушки по имени Боруссия – это, оказывается, аллегорический символ когда-то сильного Прусского государства.

Меня всегда напрягало это название. Казалось, то ли это пародия на Белоруссию, то ли что-то вообще загадочное и таинственное, хотя футболом я никогда особо не увлекался. Но слово звучало красиво и мне нравилось. И вот на тебе, «все очень просто, сказки обман…». Но хоть когда-нибудь надо же было ликвидировать свою безграмотность в этом вопросе!

Сначала доехали на S-Bahn до станции Зоологишен-гартен. Потом сели в поезд и поехали в Шверин по региональной линии RE2 (Котбус-Висмар). Поезд идет быстро, до 150 км/час. Но, по немецким понятиям, это не скорый поезд, и не медленный S-Bahn, это что-то среднее.

Доехали мирно и весело. В конце пути только подсели на соседние места два молодых немца, один-худой и нормальный, другой-пьяный и толстый. Но пьяный практически ни к кому не приставал (отличается от России).

Город Шверин, конечно, большой город. И очень интересный. Я этого не ожидал от него.

Дворец Мекленбургских герцогов и снаружи, и внутри выглядит весьма богато. Половина замка была на ремонте. Посмотрели, что могли. В помещениях-скрипучие паркетные полы и охрана мужского пола (невнятно выразился, поясняю – полы деревянные внизу, а по ним ходят мужчины-охранники). Я решил использовать свою фотокамеру – взяли за это еще 3 евро. Приклеил на плечо желтую наклейку. Обошли все, кажись, что можно было.

Потихоньку, гуляя и заглядывая в разные торговые заведения, двинулись в обратную дорогу, на вокзал. Женщины не удержались и зашли в пару тряпочных магазинов (Еврошоп, так называемый, например, где все продается за 1 евро).

Короче, Шверин нам понравился.

Вернулись обратно по RE2 в Берлин, на Зоологишен-гартен, потом пересели на S-Bahn, чтобы доехать до дома (Ваннзее) и пройтись пешком уже в сумерках по курортному району.

На марине, естественно, все было закрыто, поэтому обычным способом забросили одного участника экспедиции через забор и он нам открыл калитку. Ощущения, что мы что-то дико нарушаем, не было.

Пока готовили ужин, пришел мастер, стал просить деньги. Дали 16 евро, как обычно бывает на немецких маринах. Просил он больше, но притязания отвергли и тепло расстались.

Вечером, за ужином, выпили бутылочку вина (2,49 евро).

 

День десятый, 11 мая 2013 года.

 

Опять рано снялись со швартовки и вышли из Гроссер Ваннзее через Грибниц-канал. Прошли КляйнеВаннзее. По берегам очень много богатых домов, что здорово отличает эту местность (бывший западный Берлин) от бывшей Восточной Германии.

Прошли озеро Поле (Pohlesee) и озеро Штёльпхен, а из последнего вырулили в канал Принца Фридриха Леопольда.

Следующее озеро – Грибницзее, длинное и уже нам знакомое, только теперь мы идем по нему в обратном направлении. Прошли Кляйн Глинике, с левым поворотом обошли парк Бабельсберг и оказались в Хафеле. Все места знакомые, только смотрим мы сейчас на эти берега с другой стороны.

Достаточно быстро и без проблем дошли до порта приписки нашего судна.

Сначала зашли на заправку. Заправились на 290 евро (цена на дизтопливо 1,59 евро за литр – однако!). Провели также откачку отходов нашей жизнедеятельности, уплатив 10 евро.

С заправки перешли в бокс № 2 для сдачи катера. Понабежало персонала, некоторые из них – наши знакомые. Халё! Халё! Гутен райзе! Аллес гут!

Осмотрели катер довольно дотошно и это нам не понравилось.

Нашли одно повреждение в кормовой части (когда мы его сделали, бог его знает!). Сказали, что есть проблема.

Мы вроде бы знали про все повреждения, которые нанесли катеру при швартовках и маневрах в узких местах. Но эти повреждения касались только лакокрасочного покрытия, без повреждения металла. То, что нашли при осмотре немцы, было немного серьезнее.

Короче, за это повреждение с нас взяли 50 евро. Мы не возражали, но тут же напомнили про заранее оплаченный трансфер от Рехлина до Вердера, который не состоялся не по нашей вине. В итоге на вернули этот трансфер – 175 евро. И это хорошо.

С помощью фирмы заказали такси и на такси уехали в Вердер Банхоф. А оттуда на S-bahn добрались до Берлин-Хауптбанхоф, где опять встретили со всей семьей Александра Рара. Поговорили с ними с полчаса, потом простились с ними и пошли гулять по городу.

Зашли немного поглубже в Тиргартен-парк. Потом разделились на две группы. Та группа, где были я, Володя и Люда, заглянула в Сони-центр, и задержались там не столь долго, как потом задержались на барахолке на Потсдамер-плац. Обычный уличный европейский рынок, где продается всякая всячина. Я с огромным любопытством обошел его несколько раз.

Вывод: барахолка есть барахолка. Много идеологической продукции, символизирующей победу Запада в холодной войне, много продукции, посвященной Берлинской стене, но есть и художественные промыслы. Но, в основном, шапки с кокардами времен ГДР и СССР, ремни, каски, пилотки, значки, мундиры и т.д. Но. Посмотрев внимательно вблизи на эту продукцию, я убедился в том, что весь этот хлам изготовлен в нынешние времена. Но производство оправдано, если есть спрос.

Купил себе сувенир – ангелочка в виде девочки-берлиночки за 20 евро.

Потом перекусили на улице классическим германским Братвюрстом (жареными колбасками) со сладкой горчицей.

Потом уже вдвоем с Володей прогулялись по Штрезенманштрассе до Асканишер-платц, до непонятно почему сохранившегося портала Ангальтского вокзала (когда-то крупнейшего в Европе и красивейшего по архитектуре). Но, по правде говоря, этот кусок руин – не единственный в Берлине оставленный памятник войне и архитектуре.

Вернулись на Хауптбанхоф. Было немного грустно. Подождали часа два до поезда, побродили по вокзалу, потом сели в поезд и поехали в Минск.

 

День одиннадцатый, 12 мая 2013 года.

 

Ближе к полудню приехали в очень жаркий Минск (термометры показывали до +32 !).

Сдали вещи в камеру хранения, отстояв при этом длиннющую очередь. Потом пошли гулять по городу. Потоптали проспект Незалежности и другие парадные улицы с громкими названиями. Наша цель – Немига, улица, район и торговый центр. Дошли без проблем, по дороге разделись до маек впервые за всю экспедицию. Ощущение жары и жажды накопилось очень сильное.

Возвратившись на вокзал и, готовясь к посадке в поезд, встретили Мальцевых. Встреча была очень для меня неожиданная, но, оказалось, что все было заранее запланировано. Некоторые члены нашей экспедиции обо всем знали, но хранили молчание вплоть до встречи.

В поезде было много шумных разговоров, воспоминаний о самых незабываемых моментах путешествия и много пивных банок. Пили пиво, вспоминали, спали, опять пили пиво и так почти до приезда в Киров. Пиво было очень кстати, оно отлично помогает и от жары и от жажды… путешествий.

Короче говоря, была обычная дорога домой, в базовый лагерь. Дорога и грустная, и радостная одновременно…

 

 


Все произведения автора  >>.... Все авторы  >>