На главную
||Новости
||Маршруты
||Атары
||Диалог
||Фото
||Творчество |
![]() |
Все произведения автора >>..... Все авторы >>
Сидоров Андрей
Записки сборщика ягод
Продолжение повествования о жизни на Атарском Берегу
Предисловие.
В качестве предисловия могу сказать следующее:
Мировая литература оставила нам много своих памятников, в названии которых есть слово Записки... "Записки Пиквикского клуба", "Записки из мертвого дома", "Записки охотника", "Записки сумашедшего". Бывают также Ученые записки Королевского географического общества, докладные и пояснительные записки, бывают и любовные записки в третьем классе. Не было только Записок Сборщика ягод. Но лучше назовем свои записки так: "Записки лугового чистильщика". Прикольно и непонятно, что может привлечь читателя, однако. Можно подумать, что речь идет о болотной орнитологии. А может - о 38-й серии "Бандитского Петербурга".
Слово записки более всего подходит к таким литературным опусам. Живет человек, ходит по земле, опутанный с головы до ног Всемирной паутиной, торопится все успеть и со всеми поговорить, торопится свои мысли высказать, свои записки оставить, но не успевает... И придумали люди всякие твиттеры, блоги, скайпы, сайты и мэйлы. Придумали даже языки специальные и слова интересные в этих языках, чтобы еще быстрее, стало быть, свои мысли излагать. Даже правила произношения, ударения, пунктуации упростили до безобразия. Цензурные правила тоже были отменены. Главное, чтобы можно было быстро, как можно быстрее выражаться.
Назвать эти твиттеры и блоги записками у меня рука не подымается, хотя по видимости, люди же что-то записывают... Разве можно на компьютерном мониторе ... Хотя, стоп-стоп, а я то что сейчас делаю, сидя за компьютером, с помощью двух пальцев правой руки и одного - левой, А? Неужели я сейчас ПИШУ? Вопрос интересный...
Все-таки надо сказать, что основные черновые наброски своих записок я все-таки делаю с помощью навыков, полученных в 60-е годы прошлого века, с использованием метода, который обозначался глаголом “писать” и на листах бумаги, из века нынешнего, с белизной аж в 103 процента, то есть белее белого. Кстати, когда я учился писать, понятия белизна бумаги, выраженного в процентах, не было, было понятие сортности. Была бумага писчая 1 сорта, 2 сорта и т.д.
Итак глагол “писать” (с ударением на втором слоге...) Беда с этим ударением. Сделал бы русский народ в своем языке ударение только на предпоследнем слоге, как у поляков, и никаких проблем... А то с этой нашей русской разноместностью ударения беда одна. А бывают же слова и с двумя ударениями.
Нет, нельзя нам как у поляков... Поляки наши враги.
Ударение надо делать только на первом слоге, как делают финны, чехи и англичане. И на кого мы будем похожи? Да, к тому же англичане нас всегда не любили, и не только в последние годы, когда наши соотечественники у них пол-Лондона купили. Да и слово “писать” с английским ударением приобретает в русских мозгах не литературные очертания.
Короче, англичане - тоже наши враги.
Давайте делать ударение на последнем слоге, как французы... Если только язык не сломаем.
Писать так писать. И вот я сижу и пишу, то есть сидеть-то я точно сижу, но вот можно ли назвать тыканье двумя пальцами в пластиковые пупочки со знакомыми символам, т.е. УЗНАВАНИЕ знакомых символов на клавиатуре, писанием (с ударением на втором слоге) т.е. нанесением символических изображений букв, которые суть звуки и т.д. и т.п. с помощью предметов, которые специально созданы для того, чтобы пачкать поверхности, предназначенные для пачкания, не понятно.
Вот зацепило же меня это "писание" и кажется понесло...
Оставляю в покое проблемы и сложности русского языка и перехожу к запискам.
Записки лугового чистильщика
По моему лицу течет соленая вода. Истоки этих ручейков лежат где-то на лбу, а может и выше. Выше лба находиться влажная и не очень чистая тряпка, которая намотана вокруг головы. Ручейки бегут по лбу, сильно небритым щекам, подбородку и дальше, по шее, до ближайшей впитывающей поверхности. Вода каплями висит на бровях и носу. От воздействия этой жидкости кожа лица начинает саднить и щипаться. Вода бежит не только по лицу, но и по поверхностям, закрытым одеждой. Одежда добросовестно впитывает все, что может, и потихоньку темнеет. Та часть одежды, которая не может впитывать, просто приклеивается к коже.
Большая муха нарезает вокруг меня круги. Звуки, выдаваемые ее силовой установкой, носят низкий, тарахтящий, сердитый колорит. Иногда муха выключает свою силовую установку. Значит села мне на голову, либо на спину. Ну и пускай сидит. Устала, поди…
Солнце висит над моей согнутой спиной, и от него падают потоки горячего воздуха, который давят на спину почти как чугунные. Температура тела стремится к увеличению, а система терморегуляции организма сопротивляется изо всех сил.
Опять раздается рокот двигательной установки большой мухи, и все начинается снова. Облеты моей фигуры на всех доступных высотах и на запредельных углах атаки. Молниеносные развороты по курсу на 360 градусов, висение по-вертолетному, и опять жесткая посадка с невероятной вертикальной скоростью, в доли секунды, и опять тишина… Но лучше бы она летала и своим рокотом оживляла бы унылое шуршание травы.
Кажется, что из меня вышла вся жидкость. Даже та, которую я принял вовнутрь позавчера утром, вместе с оладушками.
Да, кстати, а как она будет работать, эта система терморегуляции, если она создавалась (согласно Дарвину) миллионы лет применительно к человеку неодетому, т.е. голому (Homo neodetus по латыни). А на мне сейчас одежды то вон сколько. Как организовать испарительный процесс с кожи, которая находится как минимум под двумя слоями ткани? Согласен, что испарение жидкости возможно и из ткани, но охлаждается ли сама ткань, когда ее покидают молекулы воды? Вот вопрос. Я думаю, если и покидают, то гораздо в меньшей степени, чем прибывают, и если даже одежда на палящем солнце может по какой-либо причине замерзнуть (хм), т.е. остудиться, то как она может остудить то, что находится под ней, если одежда специально одевается (ближе к телу) из натуральных тканей, которые обладают плохой теплопроводностью, и которые по определению не должны передавать потоки гигакалорий от агрессивной окружающей среды к бедному телу.
Вот, пожалуйста, опять пришли к вопросу, греет ли шуба. Не фига она не греет. Она просто препятствует покиданию тепла телом, и мешает глобальным процессам теплообмена.
Выводов два.
Первый вывод. Надо срочно раздеваться, чтобы испарительная система заработала в полную прыть. Вот только до каких пор раздеваться? Совсем что ли? Но тут же люди, чаще противоположного пола. Может заголить только спину? Но она, спина-то, прямо под солнцем находится, и косинус угла падения солнечных лучей на спину уж близок к единице. Солнце нагреет голую спину, она выдаст больше жидкости, жидкость, испаряясь, заберет больше тепла... Стоп, почему больше, площадь спины строго постоянна, и количество калорий, улетающих с нее, не может превысить определенную величину. Надо увеличить площадь спины, но как? Только дальнейшим раздеванием, и увеличением открытой части спины за счет ее нижних пределов, зачастую вообще обделенных вниманием солнца. Но это же будет чистое ню. То есть в изобразительном искусстве это называется “ню”. У критиков искусства это называется эротика, но в нашей стране все часто оказывается чистой порнографией.
Но у нас на БЗС такого безобразия, конечно, нет, и не может быть (я имею в виду непристойности).
Железная логика приводит к мысли о железной необходимости введения периодов адаптационного дискомфорта. Помните, как предлагалось гулять ночью раздетыми по Белаевскому бору, чтобы привыкнуть побыстрее к укусам комаров. Периоды эти надо раздвигать, дорогие мои, и на светлое время суток, чтобы и к солнцу привыкнуть, и к мухам. Вот так. А иначе проблему не решить никак.
Кстати, к вопросу о жертвенности. Эта мысль терзает меня особенно сильно после нынешнего летнего похода по Северному Уралу. Я часто прихожу к умозаключению, что перед общением с природой необходимо приносить ей какую-нибудь жертву. То есть надо сознательно и с железобетонной необходимостью совершать некое заискивающее действие с элементами дикой природы.
Действие может быть какого угодно толка, но только не противоречащее никаким кодексам. Оно должно противоречить только одному - нашему здравому смыслу. Сделай то, что ты не хочешь делать, что ты хотел бы избежать при общении с природой, сделай только это действие по-настоящему, по-всамделишному, но только не полномасштабно, не по-акопокалипсически, не с синдромом 2012 года в голове.
Например, перед тем, как пуститься в плавание по реке, возьми да и утопи какую-нибудь нужную вещь, которая не должна не только тонуть, но и намокать. Ну, не утопи в буквальном смысле, а окуни в воду там, где плещутся полуголые девушки-наяды. Хотя лучше утопить по-настоящему, с потерей этой вещи, в этом случае жертва и ее сакральный смысл быстрее дойдет до бога реки.
Вечером сели ужинать у костра, возьми да и сожги что-нибудь нужное, и уверяю вас, что дым с жертвенника сразу попадет богу в нос.
Останется только лесу что-нибудь отдать, и успех предприятия будет обеспечен. С лесом проще всего, не надо ничего топить и сжигать, надо просто взять нужную вещь и забросить в кусты, там, где на ветвях деревьев сидят полуголые девушки-дриады. Жертва будет принята, если лес очень густой.
А если надо часть пути пройти по шпалам железной дороги, с веслом в руках, то возьми, да и урони на насыпь платок с головы, не доходя немного до полуголых девок-ореад, обернувшихся оранжевыми железнодорожными рабочими. Они все увидят и все поймут.
Так и с земляничными полянами. Надел на себя белоснежные чистые одежды, лег на поляну и катайся по ней, пока спина твоя не станет похожа на живую мишень после стрельбы из пулемета. И ягод подавишь вволю, и рубаху немного испортишь. А уж только потом садись в траву, ищи обоснование нужной позы, размышляй о производительности труда, о проблемах термодинамики и т.д.
Какие нимфы живут на земляничной поляне – про это, к сожалению, древние греки ничего не написали. Но можно назвать их с налету, с развороту - Ягодицами. А что, по-моему очень подходит. Хотя нет, что-то подсказывает мне, что лучше подумать…
Все очень просто. Главное, чтобы не было в твоем поступке никакого здравого смысла. Чтобы одни сказали, что у тебя крыша поехала, а другие, что наверное муза прилетела и вцепилась когтями в твою голову (в то место, где волосы немного редеют).
Второй вывод.
Надо срочно одеваться теплее, т. е. не теплее, а толстее, т. е. больше одежды надо, чтобы солнце спину не нагревало. Вспомните узбеков, которые летом сидят в бараньих шапках и ватных халатах и пьют горячий зеленый чай. Ведь неспроста пьют.
Но где ее взять-то, одежду-то... Где я сейчас возьму ватный халат, его даже в нашем базовом лагере не найти.
Так, ничего не подходит. Раздеваться нельзя, одеваться невозможно. Придется терпеть.
Вот так и работает наша так называемая фитосауна. А раньше по-русски это называлось так "Инда взопрел".
Но я, кажется, опять отвлекся на вопросы термодинамики. Вернемся к нашим баранам, т.е. к другим проблемам.
Я сижу в высокой луговой траве. Вокруг меня просто сплошная высокая стена этой травы. Но не только травы, тут полно всяких растений, нужных и не очень. Растения нагреты солнцем. Они источают запах, который сейчас, в зимнее время, может показаться очень привлекательным. Но дело ведь не в самом запахе, а в тех воспоминаниях, об исключительно теплых, даже горячих воспоминаниях горячего лета. Это воспоминания о Фитосауне в самом натуральном виде.
Моя правая нога коленом упирается в землю, и я фактически сижу на ней. Левая нога согнута в колене и стоит на земле, при этом левая коленка упирается в подбородок. Не очень удобная поза, потому что правая нога со временем затекает, а дышать в таком положении становится тяжело. Дышать вообще на поле тяжело, а в таком положении и подавно.
Руки постоянно вытянуты вперед. Они постоянно в работе: раздвигают заросли травы, приминают ее и занимаются сортировкой веточек и стебельков. Основная сложность работы конечно для пальцев рук. Пальцы правой руки должны постоянно совершать ощипывающие движения, и прочие, иногда очень сложные и замысловатые движения в зарослях растительности.
Большинство сборщиков работают руками, действуя по беспроигрышному, освященному многовековым опытом принципу "Одну ягодку беру, на вторую смотрю, третью примечаю, четвертая мерещится". Рассмотрю подробнее достоинства и недостатки этого метода.
Глаза в этом методе играют важную роль, они постоянно должны ощупывать пространство вокруг меня, опережая руки на несколько мгновений, или, лучше сказать, на несколько шагов.
Итак, мой правый глаз примечает некую третью ягодку, левый глаз при этом зацепился и держит фокус пока еще на второй ягодке. Не проведя оценку обстановки, и не собрав все глаза вместе, я тянусь к третьей ягодке рукой. Ягода вроде бы соскочила с места своего крепления и осталась лежать в сомкнутых и согнутых пальцах. Тут бы и бросить ее в лукошко, и возрадоваться успеху, но, не тут-то было, плоская травинка, которая была не в фокусе, не весть откуда появилась и оказалась зажата между пальцами. Подъем плода вверх приводит к тому, что травинка своей шершавой, как напильник поверхностью, начинает крутить ягодку и обрабатывать ее, приводя ее в абсолютно не кондиционное состояние. Остается только отряхнуть мокрые остатки с пальцев и облизнуться, или вытереть руку о мокрую и грязную тряпку на голове, которая закрывает то место, где волосы немного редеют... Смешно и обидно, но попытка слегка, на пару миллиметров, раздвинуть пальцы, чтобы травинка легче проходила, приводит к тому, что ягода еще лучше и прочнее центрируется между пальцев, и лучше обрабатывается наждаком. Если наоборот, сжать пальцы, то движение может вообще прекратится из-за силы трения, а если ты еще будешь еще упорствовать и жадничать, можешь просто порезать пальцы травой.
Если сборщик не хочет анализировать причины неудачи и не хочет разобрать этот случай по винтику на металлолом, то он рискует опять попасть в досадную ситуацию.
Итак, генератор опорных импульсов в моей голове выдает очередной синхроимпульс, все системы делают один шаг к следующей ягоде. Мой правый глаз поворачивается и опять примечает очередную третью ягодку. Только ягод сейчас целых две на одном стебельке. Левый глаз, как обычно, застрял еще на второй. Я делаю попытку нащупать пальцами стебелек, чтобы освободить его из зарослей спутанной и смятой травы, и затем свободно и непринужденно пропустить макушку растения между средним и указательным пальцами и повысить производительность труда таким образом, в два раза…. Нет, не два, а черта с два.
Я перебрал пять или шесть разных стебельков, ни один из них не оказался тем, который мне нужен. Итак, потеряна уйма времени, и о какой производительности тут можно говорить! Радость и ликование от взятых все-таки ягод омрачено топтанием на месте, досадой на свою неумелость, и раздражением от того, что правая нога, на которой я сижу полчаса, уже вся отсижена, изломана, ее всю свербит и затекает.
Встану-ка я лучше, да вдаль посмотрю…
Встаю медленно, внутри правой ноги что-то булькает и мелко-мелко дрожит. О господи! Чтобы я еще когда-нибудь… Да ни за что! Проклятье на всю сахарную промышленность! Да я лучше десять лет буду пить чай без сахара и без толченья…
Ой, а что там за светлые пятна над травой? Какие-то люди, это их головы. Они что-то делают в траве. Может окликнуть, да спросить. Что это вы тут делаете, а! А! черт побери, это же Свободные Атарские Жители, они тоже ползают по траве, наверно тоже хотят оставить свои записки. Да, ногу уже отпустило, там уже ничего не дрожит, кажись, да и голова на легком ветерке сразу засоображала. Ведь сразу соседей признал, сразу все вспомнил.
Внимательные слушатели наверно сразу уловили, какая ошибка была в моих действиях, когда я пытался синхронизировать руки и глаза. Правильно, я должен был брать вторую ягоду, а не третью, которую только примечал. Ошибка синхронизации, туды ее в качель.
Но придется снова садиться в траву.
Опускаюсь на колени, может попробовать в такой позиции поползать. Попробую… Трава вроде мягкая, и коленки первое время не болят, но вот спина начинает ныть почти сразу же. Солнце, кажется, палит с неба под таким прямым углом, прямее которого не было ни у Евклида, ни у Лобачевского, да косинус падения его лучей стал уже больше единицы раза в полтора… Терпи, брат, терпи.
Не очень удобная поза, прямо скажем. Руки постоянно на весу, спина колесом, заглядывать под листочки растений неудобно, потому что взгляд нужно разместить как можно ниже, например, на линию взгляда какого-нибудь мелкого грызуна.
А что делать? Кому сейчас легко?
Но ведь можно что-то придумать, включить соображалку в конце концов, пока еще расплавленные мозги не потекли из ушей. Будем рассуждать... Чтобы опустить линию прицеливания до уровня грызуна, надо опустить голову, для этого голову можно поставить на то место, где редеют волосы, и которое сейчас закрыто мокрой и не очень чистой тряпкой. Отлично придумано... Глаза будут находиться очень низко, и смотреть они будут как-бы вверх, от земли, а на самом деле они будут смотреть вниз, в сторону макушек растений, что удобнее. Две других опорных точки будут представлять коленки. Спина при этом все равно будет выгнута дугой прямо под солнцем, да и косинус угла падения тоже мало изменится, но это не страшно, это не главное. Нижняя часть спины, которая всегда обделена солнцем и вниманием, тоже будет занимать достойное положение. А как же руки? Руки можно будет глубоко естественным образом вытянуть вперед, вдоль земли. При этом за счет очень низкого положения плеч, руки можно в любой момент бессильно опустить на землю, и отдохнуть. Да, и ладони в такой позиции находятся в естественном положении, они повернуты вверх, к солнцу и к ягодам. Единственное "но", которое перебивает запах лаврушки от венка, который я уже собираюсь приспособить на свою голову за открытие новых методов и способов, состоит в том, что рукам-то будут ноги мешать... А ничего страшного, ноги можно раздвинуть на ширину плеч, руки при этом будут работать в свободных секторах, как снаружи, так и внутри.
Придумано неплохо. Со стороны оно будет выглядеть конечно же скандально и эпатажно. Зато удобно.
Еще один плюс этого изобретения - мокрый и грязный головной убор можно снять, он ведь в такой позе не нужен, и поставить голову прямо на траву, цветы, целебные растения, жучков-паучков, раздавленные и несобранные ягоды и др. Чтобы уменьшить скандальность позы, придам ей некое поэтическое очарование, так и быть. Скажу себе три раза так - не думай о том, что ты выглядишь со стороны смешно и нелепо, представь, что у тебя на голове не лавровый венок, а целая поляна одета с живыми цветами и луговыми травами. Да что там поляна, целая планета сейчас украшает твою голову. Обалдеть...
Да, еще учтите, что происходящее в такой позе естественное втирание всего того, что находится на поляне, в волосистую часть головы (большей частью в то место, где волосы редеют), будет действовать наверняка успокаивающе и благотворно.
Но надо будет все равно посоветоваться и с врачом-дерматологом и со своим психоаналитиком.
Можно конечно, ничего не выдумывать, а просто лечь на бок, подперев рукой голову, как древние римляне, и в таком положении одной рукой ощипывать ягоду. Но в такой позе нет не только ничего нового и революционного, нет и ничего удобного. Одни минусы. Сразу устанет рука-подпорка, менять место дислокации очень проблематично (как ползти на боку?), сектор обстрела, т.е. обзора ограничен, т. к. за спиной ничего не видно, вторая рука устанет быть постоянно на весу и работать за двоих, т.е. производительность труда может резко упасть, что может отразится в общественном мнении о тебе. Кошмар...
Нет, это еще не кошмар. Настоящий кошмар может случится, если зазеваешься и перестанешь периодически поглядывать на левую ладонь, которая сложена жменькой, и служит для подсчета собранных ягод. Когда эта ладонь наполнится порядочно, и ты уже собрался вставать и скидывать собранные ягоды в лукошко, но увидел в зарослях травы целое созвездие крупных ягод, и, не вставая, потянулся правой рукой туда, в созвездие, изогнув со страшной силой свои суставы, из последних сил, надеясь только на скорый отдых…. В этот момент маленькая серенькая сволочная муха села на твою открытую ладонь, села совсем рядом с красной горкой, и впилась тебе в мясо со всей своей природной добротой и милосердием.
В такие моменты ничего не жаль. Не жаль ягод, которые ты сам и подавил и сбросил на землю, пытаясь прихлопнуть эту муху, не жаль своих трудов и отсиженных и затекших нижних конечностей. Только бы прихлопнуть эту тварь, любой ценой прихлопнуть.
Жаль чего-то бывает потом, опосля, когда немного отдохнешь, остынешь в тенечке, попьешь холодной водички и глаза у тебя перестанут быть мутными.
Заключение
Итак, ароматерапия, фитосауна, лечебная гимнастика, а незадолго до гимнастики - степ-аэробика и прочая калланетика, и все в одном флаконе, как говорят знающие люди.
Под красивыми названиями этих американских забав скрывается тяжелый труд.
Ради чего мы занимаемся этим трудом? Вопрос очень сложный. Оставлю его без четкого ответа.
Мы очень хотим верить, что не пропадет наш скорбный труд, который мы приукрашиваем своими хиханьками да хаханьками, не пропадет и дум высокое стремленье, и братья нам что-то там отдадут.
Мы верим в эту истину, но вот действительно ли истинно то, во что мы верим?
Вот понять бы то, что сейчас написал (настучал по клавишам), да и присвоить себе звание земляничного гуру.
Жизнь полна всяких восточных мудростей, и чтобы понять некоторые из них, не надо с умным видом напрягать и выпрямлять свои извилины, надо просто раз пятьдесят съездить в Атарскую излучину, пожить на Берегу Заходящего Солнца, в 1001-й раз снять на карту памяти картину под названием “Закат солнца вручную”, пережить адаптационный дискомфорт, очередной традиционный ураган, провести десяток дней на солнцепеке, ковыряясь и ползая в траве.
Надо выпить не одну кружку крепкого чаю (иногда очень крепкого) из железной кружки, и сжечь в костре несколько кубометров дров, и переплыть реку десяток раз туда и обратно, и пройти по лесным дорогам десятки километров, и увидеть много удивительных вещей, и услышать много удивительных историй...
В заключение, обобщая холодные наблюдения ума и сердца горестные заметки, а также выполняя поручение нашего организатора и руководителя, скажу, что одним из вариантов супер краткого описания того, что нас объединяет, и того, что с нами происходит, может быть следующий (только не рекламный) слоган:
“Атары. Свобода всякого выбора, простота невыдуманных правил, роскошь человеческого общения”.
Критика и обсуждение уместны
Все произведения автора >>.... Все авторы >>